Вот уже минуло 9 лет  со дня принятия Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Многие считали и продолжают считать этот закон «рамочным». В сравнении с Законом № 44-ФЗ (о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд) рассматриваемый Закон № 223-ФЗ не содержит жесткой регламентации. Его кажущаяся простота вкупе с дозволенностью заказчикам регулировать закупочные процессы самостоятельно нередко приводит на практике к нарушениям, злоупотреблениям и порой даже правовому произволу.

Для того, чтобы избежать непреднамеренных нарушений, заказчикам необходимо быть бдительными и внимательными к изменениям закупочного законодательства, к позициям (разъяснениям) регуляторов, а также к противоречивой административной и судебной практике.

В данной статье приводится ТОП-10 самых частых ошибок заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ. Автор выражает надежду, что приведенные «чужие грабли» побудят уважаемых заказчиков быть осмотрительнее дабы самим себе не создавать сложностей и не порождать нежелательных правовых последствий.

Итак,

10 место

При осуществлении конкурентной закупки описание закупаемой продукции (далее – «ТЗ, техническое задание») составляется таким образом, что под него подпадает только продукция одного конкретного производителя, либо условия договора может исполнить только один конкретный поставщик (исполнитель, подрядчик), что является нарушением ст.17 «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений» Закона №135-ФЗ (Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

9 место

Конкурентная закупка организовывается заказчиком только среди официальных дилеров, а не всех желающих поставщиков, что является ограничением конкуренции и нарушением ст.17 Закона №135-ФЗ;

8 место

Заказчик организовывает конкурентную закупку участниками, которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и, при этом, заказчик не подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352  «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Такие действия заказчика незаконно ограничивают конкуренцию и являются нарушением ст.17 Закона №135-ФЗ;

7 место

Установление заказчиком в документации о закупке требования о наличии сертификата (или декларации соответствия качеству), когда закупается не сертифицируемая продукция, что является невыполнимым требованием и ограничивает конкуренцию;

6 место

Непредоставление приоритета для российской продукции при проведении конкурентных закупок, то есть несоблюдение требований ПП РФ №925 (постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»), либо предоставление такого приоритета с нарушением требований указанного постановления;

5 место

Незаконное выведение заказчиком из сферы регулирования своего Положения о закупке и, соответственно, из сферы регулирования Закона №223-ФЗ ряда закупок, например, до 100 тыс. руб., что является нарушением ч.4 ст.1 Закона №223-ФЗ

4 место

При размещении в ЕИС протоколов не всегда соблюдаются требования п.33 ПП РФ №908 (Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке»), а именно, иногда протокол размещается только в графической форме, а необходимо размещать как в графической, так и в электронной формах. В такой ситуации документ не считается размещенным должным образом;

3 место

Протоколы, составляемые при осуществлении закупок, не соответствуют требованиям п.34 положения утвержденного ПП РФ №908. А именно, часто многие заказчики акцентируют свое внимание на требования к протоколам указанные в ч.13 и ч.14 ст.3.2 Закона №223-ФЗ, но забывают о том, что каждый протокол составляемый в ходе закупки должен содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроке исполнения договора;

2 место

При внесении изменений в документацию и/или извещение, в ЕИС не размещается документ, предусмотренный п.5 положения, утвержденного ПП РФ №908, и содержащий перечень вносимых изменений. При таких обстоятельствах, сведения о внесении изменений не считаются размещенными в ЕИС должным образом;

1 место

Допущение заказчиками «дробления» закупок, то есть когда один и тот же предмет закупки приобретается неоднократно способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) с целью избежать проведение закупки конкурентным способом. Данные действия являются незаконным ограничением конкуренции и нарушают ст.17 Закона №135-ФЗ.


Как избежать нарушений / Как избежать ответственности / Как выявить нарушения