Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста, распространяются ли нормы 44-ФЗ на отношения, складывающиеся при удовлетворении собственных нужд государственных заказчиков?

Ответ на вопрос

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд <…>».
П. 2 ст. 3 Закона № 44-ФЗ гласит, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
П. 3 той же статьи гласит, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) – это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Однако термин «государственные нужды» Законом № 44-ФЗ не раскрыт.
Ранее в Законе № 94-ФЗ в соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Закона содержалось, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимались обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений. Аналогичным образом определялись муниципальные нужды и нужды муниципальных бюджетных учреждений (часть 2 указанной статьи).
В вопросе разграничения понятий «собственные нужды» и «государственные нужды» среди юристов-теоретиков существуют различные подходы. Однако принято считать, что понятие государственных (муниципальных) нужд включает в себя нужды Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также собственные нужды государственных (муниципальных) заказчиков.