Здравствуйте! Мы являемся Вашими постоянными слушателями Ваших семинаров. Просим вашего мнения по возникшему вопросу в ходе ревизионной проверки. Составлен рамочный договор на приобретение товаров, перечень которых может быть очень большим. Сумма договора и перечень товаров определены по прошлому году, но в договоре прописано, что мы работаем по заявкам и можем закупать и другие товары, не учтенные в договоре, в рамках имеющегося договора и в тоже время можем не выбрать товары на всю сумму договора. Требования проверки: Приложение к договору прайс-листы на товары, которые указаны в конкурсной документации и на которые выигран конкурс. У нас приложение: Общие прайс-листы на все товары, которые мы можем закупить у данного предприятия. Кроме этого была превышена сумма договора. Составление дополнительного соглашения по требованию проверяющих должно быть с перечнем товаров, которые были приобретены свыше договора, что в принципе невозможно из-за большого количества позиций товара (да и договор такой не один). С нашей стороны предполагалось сделать дополнительное соглашение только на увеличение суммы договора без приложения. Очень хотелось бы узнать мнение Ваших специалистов по данным вопросам. Если есть возможность, то со ссылкой на Законодательства. Спасибо!

Ответ на вопрос

Добрый день!
Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту - Закон о закупках) установлен перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о закупке, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара. При этом Закон о закупках не содержит положений, позволяющих заказчику не указывать точное количество товаров. Законом о закупках не предусмотрено заключение рамочных договоров. (Данный вывод подтверждается судебной практикой Постановление ФАС Поволжского округа по делу № А55-28788/12)
Однако в ряде случаев, когда заказчик не может просчитать объем потребности в товарах (например, закупка зап.частей, когда невозможно предвидеть поломку автомобильной техники), то, по нашему мнению, проведение такой закупки допустимо. Однако при проведении такой закупки спецификация должна содержать перечень всех закупаемых товаров с указанием цены за единицу товара, но без указания точного количества товара. Указывать в договоре, что будут закупаться иные товары не указанные в договоре, считаем недопустимо.
Исходя из изложенного, в проведении такой закупки (в заключении рамочного договора описанного Вами) без определенного объема товаров, без спецификации с закрытым перечнем закупаемых товаров можно усмотреть нарушение п.3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, часть 5 статьи 4 Закона о закупках гласит: «В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий».
Таким образом, Законодатель обязывает публиковать сведения об изменении не только цены, но и объема товаров. И, как следствие, на официальном сайте необходимо опубликовать не только новую сумму договора, но и изменение объема товаров в заключенном договоре, т.е. все спецификации в установленные законом сроки для публикации таких сведений.